Бесплатная консультация
+7 (499) 938-52-24   МОСКВА,  
+7 (812) 467-34-25   САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
FamAdviser
семейное право в деталях
Бесплатная помощь юриста в семейных вопросах
+7 (499) 938-52-24
МОСКВА
+7 (812) 467-34-25
САНКТ-Петербург

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

После ратификации Конвенции по правам ребенка, Российская Федерация нуждалась в своем законе, обеспечивающем личные интересы несовершеннолетних надлежащей защитой. Таким нормативно-правовым актом стал ФЗ-124. С его помощью, в рамках одного документа собрана основная часть правового регулирования детских интересов.

Законодательство, ФЗ – 124

Кто обязан защищать права детей
Несовершеннолетние относятся к категории наиболее уязвимых граждан и нуждаются в особой защите со стороны государственных органов. Международное право и законодательство Российской Федерации устанавливают перечень нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение безопасности детей. Основные документы, защищающие интересы несовершеннолетних:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Это далеко не полный перечень документов, которые обеспечивают защиту прав детей. Правительство РФ серьезно подходит к решению данного вопроса. Стоит рассмотреть подробнее ФЗ – 124.  Данный документ был принят 24.07.1998, но с тех пор изменялся 21 раз. Основной целью его является создание условий для осуществления и обеспечения прав несовершеннолетних в правовой и социально-экономической среде.

Существование в современном обществе невозможно в полном объеме без специальной подготовки. Причем начинать ее необходимо с раннего возраста. Привитие ребенку гражданственности и патриотизма, надлежащее воспитание и развитие общественной активности поможет несовершеннолетним интегрироваться в социум, стать полноценным его членом.

Глава I

Данная глава включает в себя общие положения, перечень терминов и отношений, которые регулирует нормативный акт. Кроме того, ей закрепляется законодательная база в вопросах защиты прав детей, цели политики и полномочия, возложенные на государственные органы и субъекты РФ для обеспечения охраны интересов несовершеннолетних, постоянно проживающих на территории страны.

Еще нормативно-правовой акт дает определение понятия «ребенок» – это любое лицо, не достигшее 18 лет. Хотя этот термин используется в большинстве законов РФ, что он конкретно включает в себя, в других документах не сказано.

Дееспособность
Действие закона распространяется и на особые категории детей. Акт включает полный перечень несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Среди них:

  • дети-сироты и лишенные родительского попечения;
  • несовершеннолетние с ограниченными возможностями (например, инвалиды);
  • беженцы и переселенцы;
  • дети, получающие образование в специализированных учреждениях (например, закрытого типа или для несовершеннолетних с девиантным поведением);
  • пострадавшие в катастрофах, конфликтах и стихийных бедствиях или попавшие в экстремальную ситуацию;
  • несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • жертвы насилия;
  • подростки с отклонениями в поведении;
  • дети из малоимущих семей;
  • несовершеннолетние, которые не могут справиться с возникшей ситуацией самостоятельно или при помощи законных представителей.

Таким образом, ни одна категория детей, нуждающаяся в поддержке государства, не остается без внимания благодаря описываемому нормативному акту. Закон предусматривает возможность получения помощи для каждого несовершенолетнего от специализированных органов.

Глава II

Реализация несовершеннолетним своих прав затруднена вследствие возрастных особенностей индивида. Помощь в осуществлении и защите личных интересов возлагается на законных представителей, в том числе родителей, социальные, медицинские, образовательные организации, органы государственной власти РФ и ее субъектов, а также на общественные объединения.

Права детей должны быть защищены и в период нахождения несовершеннолетнего в образовательном учреждении. При этом, достигнув 8 лет, дети могут создавать общественные объединения. Исключения составляют союзы, которые создали политические партии или религиозные организации. При возникновении конфликта между учащимися или учеником и преподавателем, несовершеннолетний может самостоятельно или через законного представителя обратиться в комиссии по решению спорных вопросов при образовательном учреждении.

Обеспечение права детей на медицинскую помощь возлагается на организации государственной и муниципальной системы здравоохранения. Каждый ребенок может рассчитывать на предоставлении услуг абсолютно бесплатно. В понятие помощи входит лечение, диагностика, профилактические мероприятия, отдых и оздоровление в специализированных организациях, в том числе, санаторно-курортное.

Интеграция в современное общество будет затруднена без своевременной и полной профориентации. Данное право появляется у ребенка по достижению им 14 лет. С 15 лет несовершеннолетний может осуществлять деятельность по трудовому договору, с предоставлением ему всех прав и обязанностей совершеннолетнего работника. К особым условиям для детей относится сокращенный рабочий день и запрет на привлечение к тяжелому и вредному труду.

Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних возлагается на региональные власти. Учреждения, оказывающие подобные услуги, должны соответствовать санитарным и другим нормам, установленным законодательством.

Каждый субъект РФ обязан обеспечить доступность детского отдыха, в том числе для малоимущих, многодетных и замещающих семей. Доставка детей до места оздоровления и организация питания возлагается на учреждение отдыха.

Важно! Место отдыха для детей проверяется на соответствие нормам о безопасности, территории для купания должны оборудоваться спасательными постами.

Дети на урокеРазработка стандартов предоставления услуг в сфере детского отдыха возлагается на органы государственной власти. При этом они осуществляют контроль над своевременным, надлежащим оказанием услуг, за их качеством и безопасностью.

Все государственные и муниципальные доу, школы, спортивные учреждения для детей, дома творчества образуют социальную инфраструктуру для несовершеннолетних. На протяжении 90х-2000 – х годов большое количество организаций ликвидировалось, а здания продавались. Поэтому законодатель принял меры по защите таких учреждений и сооружений, в которых они располагаются.

Каждое муниципальное образование обязано создать специальную комиссию, которая уполномочена определять последствия для детской социальной инфраструктуры района (города) при реорганизации или ликвидации организации для несовершеннолетних и продаже здания.

Важно! Земельные участки и сооружения в составе детской социальной инфраструктуры, находящиеся в собственности государства, не могут быть проданы или использоваться для других целей.

Изменение назначения муниципального имущества, составляющего социальную инфраструктуру для детей, возможно при наличии достаточного количества подобных объектов на территории района. Потребность граждан в местах и услугах в данном направлении должна полностью удовлетворяться оставшимися организациями.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ закрепляет обязанность законных представителей, в том числе и родителей, защищать права несовершеннолетних. Нравственное, духовное, психическое, интеллектуальное и физическое развитие детей возлагается и на государственные органы, которые обязаны содействовать прогрессу социальной инфраструктуры. В их обязанность входит увеличение числа и качества, в рамках их компетенции, спортивных, культурных организаций.

Для защиты здоровья детей, их надлежащего нравственного и духовного развития, запрещено посещение в ночное время общественных мест. Присутствие несовершеннолетних в них разрешается только с законным представителем. Это:

  1. Ребенок в песочницеОбщественный транспорт.
  2. Скверы.
  3. Парки.
  4. Стадионы.
  5. Улицы.
  6. Магазины и супермаркеты.
  7. Интернет-клубы.
  8. Развлекательные учреждения, на территории которых реализуют алкоголь.

Важно! Под ночным временем понимается местное время с 22.00 до 6.00. Кроме того, закон закрепляет перечень мест, доступ в которые несовершеннолетним запрещен. Посещение их детьми самостоятельно или с законным представителем влечет для последних административную ответственность. Это:

  1. Магазины, реализующие только товары сексуального характера.
  2. Бары.
  3. Пивные.
  4. Рюмочные.

Законами субъектов РФ может расширяться этот список, уменьшаться/увеличиваться промежуток времени, в течение которого несовершеннолетние не могут быть в общественных местах.

Информация, пропаганда, агитация также может нанести вред нравственному и духовному развитию ребенка. Социальная, национальная, классовая нетерпимость, реклама и популяризация табака и алкоголя, порнографическая информация, агитация жестокости, наркомании наносит вред и формирует безнравственность у несовершеннолетних.

Фильмы и журналы, предназначенные для детей, должны иметь возрастную маркировку. Контроль над соответствием ценза для указанной категории возлагается на государственные органы.

Для защиты ребенка от ненадлежащей информации рекомендуется использование детских фильтров для работы в сети Интернет. Компьютерные игры также должны подлежать родительскому контролю.

Закон запрещает использование несовершеннолетних в качестве предмета торговли и эксплуатацию детского труда. Жертвы насилия и их родители подлежат защите со стороны государственных органов, а также юридической, социальной и психологической поддержке.

За совершение таких действий, виновные лица подвергаются наказанию. Ответственность может возлагаться административная, уголовная и дисциплинарная одновременно.

Ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, получает необходимую помощь и поддержку со стороны субъекта РФ. Личное и социальное благополучие несовершеннолетнего находится в приоритете, в том числе в период судебных разбирательств по защите его прав.

Глава III

Государственная политика в сфере прав ребенка устанавливается Президентом РФ и Правительством РФ. Функции субъектов в данном вопросе регулируются законодательством регионов.

Мероприятия по защите прав несовершеннолетних финансируются из федерального, регионального бюджета и внебюджетных фондов. Деятельность уполномоченного по правам несовершеннолетних при Президенте РФ регламентируется законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Каждый регион может устанавливать такую должность в рамках законодательства субъекта.

Глава IV

Нарушенные интересы детей подлежат восстановлению в таком же порядке, что и права совершеннолетних граждан. Однако, ребенок не всегда может обеспечить свою защиту лично, поэтому законодатель возлагает эту обязанность на широкий круг лиц.

Защита прав несовершеннолетних осуществляется в судебном порядке. Самостоятельно выступать в роли истца ребенок может по достижению 14 лет. Кроме того, заявителями могут быть законные представители, работники медицинских, социальных, образовательных организаций и специализированных учреждений, в том числе отдел опеки и прокуратура.

Важно! 124 ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации освобождает от уплаты пошлины любое лицо, обратившееся в суд за защитой прав несовершеннолетних.

Глава V

124 ФЗИз-за большой предварительной работы, которую необходимо было провести законодательным органам, нормативный акт вступал в силу по частям. Данная процедура проходила в следующие сроки:

  • Частично с момента опубликования.
  • Отдельные пункты – с 01.07.1999.
  • Статья 8 – с 01.01.2000.

Нормативный акт собрал в один документ все права несовершеннолетних, подлежащих защите со стороны государственных органов. Ранее данные вопросы были закреплены в нескольких законодательных актах. Кроме того, ФЗ-124 – это один из немногих документов, регулирующих деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Последние изменения, внесенные в закон

Последние дополнения, внесенные в документ от 28.12.2016, усовершенствовали государственное регулирование в части оздоровления и отдыха несовершеннолетних. Нормативные изменения коснулись не только законодательство РФ, но и ее регионов. Среди них:

  • Разработка правовых актов, в том числе методических рекомендаций в сфере оздоровления.
  • Обеспечение контроля за соблюдением правовых актов.
  • Ведение таблиц (реестров) организаций отдыха и детей, получивших услугу по оздоровлению.

Отдельное внимание в нормативном акте уделяется безопасности детей в организациях отдыха. Эта сфера также подлежит доработке при помощи дополнительных правовых документов.

Данные правовой акт стал одним из первых документов в РФ, закрепивший права несовершеннолетних. С тех пор он постоянно подвергается изменениям для более точного соответствия времени и действительности. В нем впервые обозначена должность уполномоченного по правам ребенка. Кроме того, ФЗ-124 первым определил перечень мест, запрещенных для несовершеннолетних.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector