Все отношения в семье, связанные с заботой о детях, а также с их воспитанием, регулируются на законодательном уровне. Каждая норма ставит перед собой цель обеспечить детям безопасное и перспективное развитие.
Содержание статьи:
Законодательная база
В основном законе РФ регламентировано, что материнство и детство являются приоритетными семейно-нравственными ценностями на протяжении всего формирования государства.
Законодательные нормы включают в себя как права, так и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. В число приоритетных правил поведения входит прописанная в статье 38 Конституции РФ норма о заботе за ребенком, а также ст. 63 Семейного Кодекса РФ, регламентирующая:
- Долг родителей воспитывать своих детей;
- Необходимость взрослых дать своему чаду возможность получить общее образование.
Статья 80 Семейного Кодекса Российской Федерации обязывает родителей содержать своих несовершеннолетних детей в каждом возрасте. Не только материальными вещами, питанием, но и заботой о здоровье, духовном развитии, социальном статусе.
Следует упомянуть и о Федеральном Законе «О защите детей от информации». В нем прописано важное обязательство взрослых перед детьми. А точнее, какой материал можно показывать несовершеннолетнему в определенном возрасте.
Неисполнение правовой нормы влечет за собой необходимость нести юридическую ответственность. Так, мама и папа должны обеспечивать физическое, психическое и духовное здоровье своего чада. Рост и развитие ребенка находится в приоритете по отношению ко всем другим лицам.
Основными санкциями в отношении ненадлежащего поведения старшего поколения выступают лишение родительских прав или их частичное ограничение.
Новый закон об образовании
Законодательство в отношении развития и воспитания детей не стоит на месте. В 2012 году был принят Федеральный Закон «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2017 года, цель которого заключается:
- В усовершенствовании норм права, подведя их к современному этапу развития государства.
- Кодификация всех имеющихся правовых норм в отношении детей, для удобного доступа к ним.
Изменения | Описание |
---|---|
Изменение в системе уровней образования | В структуре общего образования теперь выделяются следующие ступени: дошкольное (раньше не было), начальное, а также основное и среднее. |
Формы обучения | Ребенок может получить образование в специальных учреждениях (школах, ВУЗах), а также в домашних условиях. В новом законе в перечень форм обучения не был включен «экстерн». |
Новые понятия | «Организация, проводящая образовательную деятельность» - это теперь не только государственные школы и ВУЗы, но и юридические лица. Новый субъект в системе занимается непосредственно обучением. В пример можно привести квалификационные курсы. |
Правовой статус руководителя | Теперь лицо может занимать только одну должность, связанную с деятельностью образовательной системы. Но снято ограничение на занятие преподавателей предпринимательской или иной работой. Новым законом закрепляется отдельный статус учебного руководителя. Ему предоставляются льготы и пакет социальных гарантий. |
Правовой статус обучающегося лица | В отношении школьников могут устанавливаться требования о форме. Малообеспеченным семьям предоставляется социальная поддержка в приобретении. Поощряется создание родительских комитетов. |
Задачи воспитания несовершеннолетних детей
Физическое и духовное развитие несовершеннолетнего – это важная обязанность всего старшего поколения: родителей, преподавателей. Именно от методов и средств воспитания с раннего возраста зависит дальнейший характер человека, его умение находить решение в трудных ситуациях, интерес к окружающему миру. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, в частности, их соблюдение являются важным этапом в развитии младшего поколения.
Комментарии к ч. 1 ст. 63 СК РФ, а также ст. 63-65 предполагают: главной задачей воспитания является духовное, нравственное, психическое и физическое развитие ребенка. Ст. 64 обязывает родителей защищать интересы детей, лично отвечать за их проступки.
Статья 80 требует обеспечивать детей в силу их несовершеннолетия. Именно забота о здоровье, внешнем виде, социальном статусе ребенка благоприятствуют его дальнейшему положению в обществе.
Каковы последствия ненадлежащего исполнения?
За любое несоблюдение нормативно-правовых норм наступает ответственность. Степень санкции зависит от вида правонарушения. Различаются следующие формы:
- Уголовная
- Административная
- Гражданская
- Регламентированная Семейным Кодексом РФ
Вышеперечисленные формы предполагают разный уровень ответственности за действия различной степени тяжести. Рассмотрим каждую из них.
- Уголовная ответственность.
Регламентируется статьями 156-157 Уголовного Кодекса РФ. В первой норме санкции наступают за неправомерное обращение с детьми их родителей, а также учителей, врачей и других сотрудников социальных служб. Если в действиях организации, задача которых состоит в уходе за несовершеннолетними, обнаружены следы жестокого обращения с ребенком, то она также привлекается к ответственности
Ст. 157 предполагает ответственность за уклонение от уплаты алиментов после развода. Мерой пресечения в этих случаях являются альтернативные варианты:
- Штраф
- Принудительные работы
- Ограничение свободы
- Административная ответственность.
П. 1 статьи 5.35 Кодекса об административном правонарушении регламентирует санкции за невыполнение своего родительского долга – воспитание ребенка. Сюда входит отсутствие нравственной, духовной, психической поддержки чаду. Мерой пресечения служат штраф либо арест до пяти суток.
- Гражданская ответственность.
Соответствующим Кодексом прямо не предусмотрены нормы, регулирующие семейные отношения. Однако есть ряд статей, откуда вытекают обязанности родителей в материальном плане. Так, ответственность наступает вследствие:
- Причинение морального вреда неимущественным правам лица;
- Нанесение ущерба материальному имуществу;
- Причинение морального вреда имущественным правам ребенка.
- Семейный Кодекс РФ.
Статья 69 прописывает случаи, когда родители могут быть лишены своих прав. Среди них:
- Невыполнение обязанностей;
- Отказ забирать дитя из роддома, больницы, школы и иных государственных учреждений. Конечно, без уважительной на то причины.
- Превышение своих прав;
- Злостное обращение с детьми;
- Родители страдают алкоголизмом или наркоманией.
Кто следит за исполнением пунктов закона?
За соблюдением обязанностей, а также недопустимостью превышения родительских прав, главным образом следят органы опеки и попечительства (ООП).
Второстепенным помощником в выявлении нарушений в поведении родителей являются педагоги в образовательных учреждениях. Есть ряд критериев, по которым преподаватели определяют уровень внимания старшего поколения к их детям:
- Посещение занятий.
- Выполнение домашнего задания.
- Общение со сверстниками и учителями.
- Нарушение дисциплины в учебном заведении. В частности, употребление наркотических и алкогольных веществ, а также курение.
- Посещение родительских собраний непосредственно взрослыми.
После систематического нарушения правил, педагоги вызывают родителей в школу. В ходе беседы оцениваются способности матери или отца отдавать отчет в поведении своего ребенка. Если учитель сомневается или теряет доверие к возможностям взрослых воспитать свое чадо, они обращаются в органы опеки.
Сотрудники правоохранительных органов также играют важную роль в предупреждении правонарушений. В их задачи входит быстрое реагирование на заявления о проблемах в семье. Только после личной проверки соблюдения закона взрослыми людьми в отношении детей, местный участковый может обратиться в ОПП.
Соседи, знакомые, дальние родственники – это люди, которые находятся ближе всех к семье. Они видят и слышат о проблемах, а также о действительном отношении родителей к своим детям. Они могут предотвратить негативные последствия, обратившись в следственный комитет или сразу в органы опеки. Судебная практика знает множество примеров полного или частичного ограничения родительских прав.
Таким образом, равенство прав и обязанностей старшего поколения по отношению к младшему заключается в предоставлении должного внимания, заботы и обеспечения благоприятной жизни. До 18 лет ребенку необходима моральная и материальная поддержка со стороны близких людей. В течение этого времени осуществляется ответственность родителей за воспитание детей. Только родные в силах подарить своему чаду светлое будущее.