Регулируется деятельность органов опеки и попечительства (ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.
Содержание статьи:
Содержание закона
Состоит ФЗ №48 из следующих глав:
Номер главы | Количество статей и их нумерация | Описание |
---|---|---|
1 | 5 (1-5) | Общие моменты |
2 | 4 (6-9) | Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей. |
3 | 7 (10-16) | Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство, и особенности их назначения. |
4 | 7 (17-23) | Защита имущества подопечных |
5 | 5 (24-28) | Ответственность уполномоченных лиц |
6 | 2 (29-30) | Аннулирование опеки или попечительства |
7 | 1 (31) | Государственная поддержка |
8 | 1 (32) | Вступление в силу закона |
За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования опеки и попечительства. Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:
- Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
- Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
- Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
- Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.
После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:
- Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
- Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
- Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.
За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:
- предоставлять опеку нуждающимся;
- защищать права опекаемых;
- гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
- следить за действиями выбранных представителей;
- помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.
Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:
- охранять интересы и имущество опекаемого;
- выбирать опекуна по общепринятым критериям;
- контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.
Задачи и полномочия
Перед органами опеки стоят следующие задачи:
- Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
- Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
- Контролировать сохранность имущества подопечных.
Перечень полномочий сотрудников ООП выглядит следующим образом:
- Искать граждан, нуждающихся в опеке.
- Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
- Устанавливать опеку (попечительство).
- Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
- Отстранять от работы опекунов (попечителей).
- Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
- Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
- Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
- Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
- Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
- Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
- Помогать назначенным представителям.
Для поиска граждан, нуждающихся в помощи, а также кандидатов в опекуны, сотрудники ООП вправе сотрудничать с учебными и медицинскими учреждениями. Если опекаемый человек вынужден сменить место проживания, то его документы передают в другое отделение органов опеки. Срок передачи составляет 3 дня.
Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство
Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.
Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.
На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.
Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.
Также сотрудники ООП могут подыскать временного опекуна. Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.
Особенности процедуры назначения опекуна
Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:
Лица | Описание |
---|---|
Родители | • Мать и отец вправе написать заявления о предоставлении временной опеки их ребенку. В нем указывается выбранная кандидатура и срок предоставление опекунских прав. • Родители могут перестраховаться и написать заявление о предоставлении опеки над ребенком 3 лицу в случае их смерти. При этом указывается вся необходимая информация о кандидате. |
Ребенок, достигший 14 лет | Нуждающийся в попечительстве подросток (старше 14 лет) может самостоятельно написать заявление, указав в нем желаемого попечителя. |
Составленное неправильно заявление может быть отклонено уполномоченными органами. Если кандидат уже утвержден и началась процедура оформления документов, то сотрудники ООП не вправе безосновательно останавливать процесс. Уполномоченный представитель будет обязан выполнять свои обязанности, озвученные в договоре, бесплатно и добросовестно.
Защита имущества
Подопечный не вправе претендовать на имущество опекуна, который, в свою очередь, не может стать наследником или вольно распоряжаться собственностью и доходами опекаемого человека. Правомерными являются случаи безвозмездного пользования общим имуществом или собственностью опекуна, давшего свое одобрение. Лица, выполняющие опекунский долг, не могут в личных целях пользоваться имуществом подопечных без соответствующего разрешения от органов опеки.
Собственность ребенка или недееспособного человека описывается с целью ее сохранения. Проводится процедура при участии заинтересованных лиц и сотрудников ООП. По окончании описи стороны подписывают документ. Один из его экземпляров дается опекуну, а второй хранится в органах опеки.
Составление договора доверительного владения имуществом подразумевает использование собственности на благо опекаемого. Если прочие лица неправомерно владеют имуществом подопечного, то опекун может потребовать его вернуть, допускается даже обращение в суд.
Случаи, когда опекун может использовать имущество подопечного
Пользоваться собственностью и денежными средствами опекаемых граждан опекуны могут только после получения одобрения от ООП. Любые осуществляемые с имуществом действия должны быть направлены на удовлетворение нужд подопечного. Получить кредит уполномоченное лицо может лишь на покупку жилой площади гражданину, находящемуся под опекой. В залог допускается предоставить собственность подопечного лишь для ипотеки. Ближе к концу года в уполномоченные органы представляется отчет о растратах и использовании имущества опекаемого гражданина. Сделки по отчуждению, то есть продаже, аренде и обмену недопустимы. Исключением являются следующие случаи:
- принудительное взыскание, например, в пользу залога, допустимое ФЗ;
- продажа или сдача имущества в связи с переездом подопечного;
- осуществление сделки на пользу опекаемого;
- оплата лечения, коммунальных услуг, ипотеки и прочих услуг.
Получение предварительного разрешения на пользование имуществом подопечного
Действия, направленные на уменьшение доли имущества и ее стоимости, требуют получения предварительного согласия от органов опеки. Получить одобрение или отказ опекун может в течение 2 недель с момента подачи запроса. Отклонение прошения сотрудники ООП должны аргументировать. Их согласие даст возможность осуществить сделку. Оспорить отказ или одобрение может прокурор, лица, имеющие свой интерес в данном деле, или сам человек, назначенный выполнять опекунский долг.
Если уполномоченные лица выявят сделку, совершенную без одобрения ООП, подопечный вправе обратиться в органы опеки или напрямую суд (при частичной дееспособности) с ходатайством о возврате имущества. Выявленные в ходе судопроизводства корыстные цели станут основанием для вынесения вердикта о возвращении имущества и денежных средств. Убытки должен будет покрыть гражданин, обязанный ухаживать за подопечным.
Ответственность уполномоченных лиц
Гражданин, которого назначили сотрудники ООП осуществлять опеку или попечительство над ребенком или недееспособным гражданином, отвечает за действия, совершаемые подопечным. Если опекаемый нанесет ущерб имуществу другого человека, то опекун будет расплачиваться своими средствами. Похожая развязка в случаи, когда уполномоченное лицо виновато в уменьшении стоимости или имущественной доли собственности подопечного. Вопросы касаемо наказания и размера штрафов регулируются УК, АК и Гражданский кодекс Российской Федерации. В роли надзирателей выступают сотрудники органов опеки и попечительства. Контролируются такие нюансы:
- условия проживания;
- сохранность имущества;
- степень выполнения обязанностей.
Для совершения внеочередной проверки подопечные должны пожаловаться сотрудникам ООП. Заметить произвол опекунов или попечителей и подать прошение в соответствующие органы могут также врачи, педагоги, воспитатели, соседи и прочие люди, контактирующие с опекаемым гражданином.
Под особым контролем находятся денежные средства, выдаваемые на содержание ребенка или недееспособного гражданина, и имущество подопечного. До 1 февраля уполномоченное лицо обязано подать отчет о расходах и использовании собственности опекаемого. Документ тщательно проверяется сотрудниками органов опеки. Затем его подтверждает начальник местного отделения и заносит в личное дело опекаемого.
Согласно постановлению правительства от 15 июля 2013 года, контролирует деятельность органов опеки служба по надзору в области образования и науки. Если по вине сотрудников ООП опекаемый гражданин получит ущерб, то они обязаны будут заплатить штраф и компенсировать убытки.
Аннулирование прав
Основания для отстранения уполномоченного лица приведены в 29 статье ФЗ №48:
- Смерть одной из сторон.
- Окончание срока действия договора.
- Плохое исполнение обязанностей. Под данную категорию подходят такие моменты:
- злоупотребление обязанностями;
- преследование корыстных целей;
- недобросовестный уход.
- По собственному желанию опекуна при наличии веских оснований:
- плохое состояние здоровья;
- уход за больным родственником;
- вынужденный переезд.
- Возникновение серьезного конфликта между сторонами.
- Изменение статуса (с опеки на попечительство) при достижении малышом 14 лет.
- Достижение ребенком совершеннолетия.
Отстраненный опекун должен представить отчет о растратах и использовании имущества подопечного в течение 3 дней с момента прекращения исполнения опекунских обязанностей. Сотрудники ООП изучат документ. При выявлении нарушений будет подано исковое заявление.
Государственная поддержка
В 31 статье ФЗ «Об опеке и попечительстве» говорится о праве использования государственной поддержки:
Пункт статьи | Описание |
---|---|
1 | Лица, назначенные сотрудниками ООП, и опекаемые на законных основаниях могут претендовать на государственную поддержку. |
2 | Пособия, алименты и прочие выплаты на содержание нуждающегося в опеке гражданина допускается тратить лишь на нужды подопечного. |
3 | Выплаты, предоставляемые в качестве премии или компенсации времени, опекун или попечитель вправе тратить на свое усмотрение. |
4 | В некоторых субъектах РФ (городах федерального значения, республиках, областях, округах) устанавливаются свои дополнительные выплаты и формы поддержки. |
Информация о вступлении в силу ФЗ №48 представлена в его 32 статье:
- Действовать закон начинает с 1 сентября 2008 года. Распространяется он на правовые отношения, начиная со дня вступления в силу.
- По отношению к взаимосвязям, утвержденным до 1 сентября 2008 года, ФЗ №48 применяется в части прав и обязанностей, возникшим после его вступления в силу.
- Документы, подтверждающие передачу ребенка приемным родителям и на патронатное воспитание, подписанные до 1 сентября 2008 года, остаются действительны. При желании воспитатели или опекуны могут переоформить заключенный договоры.
Последние правки
С 29 июля 2017 года актуальна новая редакция ФЗ «Об опеке и попечительстве». Коснулись изменения сферы защиты прав детей, не достригших 18 лет. Биологические родители или усыновители теперь вправе заранее выбрать опекуна на случай внезапной смерти. В предыдущих версиях закона подавать подобное ходатайство в органы опеки допускалось лишь одному оставшемуся в живых родителю. Обоснованы изменения частыми случаями смерти матери и отца ребенка одновременно.
Заявление подается сотрудникам ООП. При изменении выбранного кандидата в опекуны необходимо проходить процедуру заново. Вступили в силу изменения с 10 августа 2017 года.
В Федеральном законе №48, утвержденном 24 апреля 2008 года, приведены основные моменты, связанные с установлением опеки и попечительства над нуждающимися гражданами. Состоит он из 32 статей и 8 глав для лучшего восприятия и быстрого поиска информации. Периодически правительство дополняет или изменяет нормативно-правовой акт.