Дееспособными признаются лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), которые способны осуществлять и приобретать гражданские права и обязанности. Понятие «дееспособность» регламентируется статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иногда состояние здоровья дееспособного не позволяет полностью осуществлять гражданские права. Для данной категории предусмотрена особая форма помощи – патронаж над дееспособными гражданами.
Содержание статьи:
Порядок назначения
Патронаж над дееспособными совершеннолетними гражданами регулируется статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Форма обеспечения предусматривает назначение помощника. Оформляется в органах опеки и попечительства, по согласию заявителя. Помощник оказывает регулярную помощь подопечному.
Правовая задача – помочь полноправно участвовать в гражданских процессах.
Лицо, назначенное для попечения дееспособного, называется помощником. Его задача – исполнять волю подопечного, помогать осуществлять гражданско-правовую деятельность.
Причины
В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:
- Потери способности передвижения без посторонней помощи.
- Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
- Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
- Престарелый возраст.
Оформление
Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:
- Документ, удостоверяющий личность (копия);
- Справку с места жительства или с места регистрации;
- Полис медицинского обязательного страхования;
- Страховое свидетельство;
- Пенсионное удостоверение (при наличии);
- Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.
Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.
Требования к помощникам:
- совершеннолетие;
- дееспособность;
- добросовестность.
Пакет документов, предоставляемых помощником:
Согласие в письменном виде.
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- Справка с места работы/учебы, содержащая информацию о командировках и сфере деятельности.
- Справка о состоянии здоровья.
В течение месяца со дня приема заявления органы опеки предоставляют решение, в соответствии со статьей 41 ГК РФ.
Помощь может быть оформлена как на безвозмездной, так и на платной основе. Патронат беспомощного гражданина оплачивается из доходов патронируемого. Если у гражданина отсутствуют средства на оплату помощника, материальное обеспечение осуществляется за счет средств органов опеки и попечительства, социальных фондов. Для этого проводится анализ материальных и бытовых условий заявителя. Между помощником и лицом, нуждающимся в помощи, заключается договор о патронаже. Договором регламентируется:
- Оплата счетов патронируемого.
- Порядок распоряжения имуществом по воле подопечного.
- Обеспечение других потребностей.
- Порядок контроля органами опеки добросовестного исполнения помощником своих обязательств.
- Предоставление отчетности помощника.
- Защита имущественных прав патронируемого лица.
Все сделки, связанные с имуществом беспомощного гражданина, проходят нотариальное удостоверение и требуют разрешения органов опеки. Безопасность имущественных отношений регламентирует статья 41 ГК РФ.
Задача муниципальных органов – обеспечить безопасность беспомощных граждан. Для этого осуществляется строгий отбор кандидатов в помощники. Прекращение договора происходит в одностороннем порядке, на основании заявления:
- помощника;
- патронируемого лица;
- органов опеки;
- прокурора.
В случае смерти патронируемого или помощника договор автоматически утрачивает силу. Дальнейшее оформление (для любой из сторон) происходит заново.
Комментарии к статье 41 ГК РФ
- Актуальная редакция статьи 41 ГК РФ устанавливает: патронаж не является формой опеки или попечительства.
- Гражданин, нуждающийся в помощнике, может самостоятельно защищать свои юридические права, исполнять обязанности. Помощник не вправе воздействовать на его волю. При обнаружении у патронируемого психических заболеваний, ограничивающих возможность понимать и руководить своими действиями, возбуждается судебное дело о признание лица недееспособным. В соответствии с федеральным законодательством, для данной категории назначается опекун или попечитель.
Помощник правомочен совершать юридические действия от лица подопечного согласно его воле. Действия закрепляются договорами поручения и управления имуществом.
- Помощник не имеет право на имущественную выгоду, кроме оплаты, указанной в договоре о патронаже.
- Помощник не имеет права брать обязательства законного представителя патронируемого.
- В судебном и исполнительном производстве, так же, как и в уголовном процессе, гражданин, находящийся под патронажем, участвует самостоятельно. Помощник может организовать перевозку лица к месту судебного разбирательства.
- Патронаж не является формой социального обслуживания. Законодательство не относит к обязанностям помощника организацию питания, оказание медицинских и бытовых услуг.
- Для назначения патронажной помощи требуется добровольное заявление нуждающегося гражданина и согласие выбранного помощника.
- Участие органов опеки при составлении и заключении договора о патронаже законодательством не регулируется.
- Работник, предоставляющий социальные услуги, не вправе стать помощником.
- Органы опеки и попечительства имеют право прекратить патронаж только при выявлении грубых нарушений в деятельности помощника.
Примеры практики — судебные решения по статье 41 ГК РФ
Истец обратился в Верховный суд с требованием признать неправомерными пункты Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 5 августа 2009 г. No 306-П. В качестве обоснования заявления истец отметил, что пункты противоречат положениям о патронаже, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. По мнению истца, неправомерными пунктами являлись:
Пункт 2.1., запрещающий нуждающимся в патронаже направлять заявление в муниципальный орган по почте.
Пункт 2.2., регламентирующий предоставление документов, не относящихся к оформлению патронажа.
Пункт 4.1.1., регламентирующий составление акта о материальных и бытовых условиях заявителя.
Пункт 4.5., исключающий договорные взаимоотношения заявителя с учреждением социального обслуживания.
Пункт 4.8., дающий право требовать вознаграждение за оказание патронажа в произвольной форме.
Изучив доводы истца, руководствуясь статьей 41 Гражданского кодекса РФ, суд признал оговоренные пункты правомерными и не противоречащими положениям ГК РФ о патронаже над дееспособными гражданами. В удовлетворении иска было отказано.
Следовательно, патронаж, как институт обеспечения интересов дееспособных граждан, направлен на организацию представительства беспомощных лиц в гражданско-правовых процессах. Таким образом обеспечивается полноценное участие дееспособных, но физически беспомощных граждан в юридических правоотношениях.