Такой документ может потребоваться органам опеки и попечительства (ООП). В нем описываются общие сведенья о ребенке, например, степень усвоения материала, личностные качества, характер, отношения в коллективе и прочие нюансы. Ориентируясь на приведенную информацию, сотрудники ООП дадут свои рекомендации по коррекции выявленных отклонений и оценят степень нужды ребенка в предоставлении опеки. Не менее актуальна характеристика при переводе в другое учебное заведение. Она поможет преподавателям оценить степень подготовки ребенка и его особые качества.
Содержание статьи:
Цель характеристики
Характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки нужна для контроля его развития. Сотрудники ООП смогут оценить работу воспитателей и необходимость предоставления опеки. При выявлении явных отклонений будут внесены определенные коррективы. Малыша могут перевести в другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или посоветовать пройти курс лечения у психолога или логопеда. Если причина заключается в недобросовестном отношении родителей к своему долгу воспитывать ребенка, то представители ООП проведут экспертизу жилищных условий. Отца и мать предупредят о возможных последствиях, в числе которых есть лишение или ограничение родительских прав. Общий перечень ситуаций, требующих подобную характеристику, выглядит следующим образом:
- Сироты или дети, пребывающие в неблагополучных семьях и нуждающиеся в опеке.
- Поступление ребенка в школу или перевод в другое учебное заведение.
- Судебные разбирательства, в которых требуется общая характеристика малыша.
- Наличие умственной отсталости, проблем с психикой или речью. Нужда в характеристике появляется из-за необходимости перевода в специальное учреждение, консультации у психолога или лечения у логопеда.
- Дети-инвалиды, находящиеся под контролем ООП и посещающие дошкольное учебное учреждение.
Составляется характеристика при участии воспитателя, психолога и логопеда. Специалисты обязаны будут предоставить полную информацию касаемо личных качеств, интеллекта и прочих нюансов. При ее прочтении сотрудник ООП должен всесторонне оценить ребенка. Помочь в написании характеристики могут беседы с родителями и участковым врачом. Суть разговоров будет заключаться в выявлении внешних и внутренних раздражителей, влияющих на развитие малыша.
Роль в процессе передачи малыша органам опеки
Педагогическая характеристика на дошкольника является основой для начала процедуры лишения или ограничения родительских прав. Мать или отец вправе попросить составить ее, чтобы доказать неучастие в воспитании ребенка второго родителя. Подобные полномочия также есть у сотрудника ООП. В первом случае маму или папу могут лишить родительских прав. Ребенка оставят жить со вторым родителем. Во втором варианте органы опеки получат основания для подачи искового заявления о лишении родительских прав или отмене опекунства и изъятии малыша. Затем его передадут в специальное учреждение на содержание (детский дом, приют).
Существенное влияние на сотрудников ООП окажет характеристика, содержащая, помимо основной информации о развитии ребенка, сведенья о неучастии в воспитании мамы и папы или обоих родителей сразу. Педагогу необходимо также упомянуть, кто забирает и приводит ребенка. Нелишним будет привести пример беседы с участковым врачом. Специалист сможет поведать, как часто болеет малыш и соблюдаются ли рекомендации по лечению.
Ключевым критерием станет наличие психической травмы у ребенка. Воспитатель должен будет выяснить все подробности и описать в характеристике. Поможет оценить психоэмоциональное состояние ребенка детский психолог.
Последним критерием станет физиологическое состояние. Воспитатель должен следить за ребенком. Если он заметит синяки и ссадины на теле дошкольника, то должен упомянуть об этом в характеристике. Необязательно, что именно отец и мать виноваты, но их неучастие в воспитании, приводящее к повреждениям, также является поводом для аннуляции родительских прав.
Информация, содержащаяся в заключении
Сотрудники ДОУ, составляющие характеристику, должны придерживаться норм учебно-воспитательной программы, принятой в их учреждении. Подобное требование поможет оценить степень усвоения материала дошкольником и увидеть перечень достигнутых им целей. Содержание характеристики выглядит следующим образом:
- Фамилия, имя, отчество и дата рождения малыша.
- Наименование дошкольного учебного заведения и группы, в которой обучается воспитанник.
- Дата начала обучения в ДОУ и возраст ребенка на тот момент.
- Степень адаптации в коллективе.
- Левша или права дошкольник.
- Активность воспитанника в игровом плане.
- Проблемы, возникающие в процессе усвоения нового материала.
- Восприятие (зрительное, слуховое) и внимательность малыша.
- Степень запоминания нового материала.
- Тип мышления дошкольника.
- Описание моторики.
- Изложение имеющихся трудностей в общении со сверстниками и воспитателями.
Оценка речи ребенка.
- Описание развитых социально-бытовых умений.
- Степень ориентации в пространстве.
- Текущее состояние здоровья.
- Прочие особенности воспитанника.
- Итоги характеристики.
- Общая оценка развития.
- Перечень предложений по повышению уровня развития и решению имеющихся проблем.
Озвученные сведенья позволят оптимизировать учебный и воспитательный процесс с целью адаптации и всестороннего развития дошкольника. Педагог также имеет право написать прочие сведенья о воспитаннике. Обычно речь идет о способностях и членах семьи. Другая информация указывается по мере необходимости.
Форма заполнения
Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:
№ | Раздел | Описание |
---|---|---|
1 | Общая информация о воспитаннике | • Имя, фамилия, отчество. • Диагноз (если есть заболевания или пороки развития). • День, месяц и год рождения. • Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии). • Место проживания. • Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины. |
2 | Описание семьи | • Имя, фамилия, отчество (мамы и папы). • Место работы родителей. • Прочие члены семьи. • Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)? • Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)? |
3 | Здоровье воспитанника | • Часто ли более ребенок? • Хороший ли аппетит? • Есть ли проблемы со сном? • Описать хронические патологии (при их наличии). |
4 | Знания, умения и выработанные во время учебы навыки | • Описание знаний: - Познания в математике: Может отличить понятие «один» от «много»? Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал. Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число? Сравнивает путем наложения картинок или знает состав? Умеет решать примеры в определенных пределах? Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры? - Знание цветов: Общие понятия. Указывает на нужные и группирует их? - Форма: Общее понятие. Группирует ли различные виды? Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой? Величина: Общее понятие. Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)? Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие? - Ориентация во времени: Знает, что подразумевается под временем? Ориентируется ли? Сумеет назвать по порядку дни недели? Определяет значение день, месяц, год? Ориентация в пространстве: Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться? Научился определять положение игрушек по отношению к себе? • Описание речи: - Словарь: Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи? Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов? - Грамматический строй: Что знает ребенок о грамматике? Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения? - Произношение: Описание отклонений при выговаривании слов: - во время роста нагрузки речь смазывается; - наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре. Хорошо ли распознает слова воспитателя? - Речь: Соответствует возрастным критериям? Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)? Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере? Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя? - Умения, характеризующие степень усвоения грамоты: Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ? Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам? Сможет читать отдельные слоги? |
5 | Особенности моторики | • Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно. • Охарактеризовать ручную моторику воспитанника: - объем движений; - темп движений; - недостаточность моторики (если есть); - точность или неточность координации движений. • Указать в характеристике ведущую рука ребенка. |
6 | Описания деятельности | • Описать навыки самообслуживания: - Умеет самостоятельно ходить в туалет? - Насколько хорошо соблюдает гигиену? - Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться? - Сумеет поесть? - Научен ли пользоваться столовыми приборами? - Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)? • Поведать об игровом процессе: - Какие игры нравятся и как много времени им уделяется? - Нравится ли играть определенные роли? - Доводит ли до конца? - Любит следовать правилам? - Как относиться к своим сверстникам в ходе? - Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса? - Насколько хорошо решает конфликтные ситуации? - Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх? - Может нарушить игру других детей? • Оценить творчество: - Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)? - Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры? - Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков. - Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов? - Может срисовать предмет с образца? • Рассказать об отношение к обучению: - Как ведет себя на занятиях? - Мешает ли своим сверстникам и преподавателю? - Как быстро истощается (устает)? - Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)? - Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)? - Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения? бросает начатое сразу; не опускает руки до последнего; подсматривает, как делают другие; нервничает; идет за помощью к педагогу или сверстникам; самостоятельно ищет выход из ситуации. |
7 | Личностные качества | • Насколько адекватны реакции на окружающую действительность? • Активен или пассивен при выполнении определенных действий? • Проявляет инициативу (в играх, на учебе)? • Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок? • Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам? • Обманывает своих педагогов? • Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других? • Хорошо переносит критику? |
8 | Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой | • Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника: - эмоционально подавленный; - излишне агрессивный; - мрачный; - замкнутый; - озлобленный; - доброжелательный; - спокойный; - пассивный; - легковозбудимый; - постоянно боится потерпеть неудачу; - стеснительный; - пассивный при общении; - неинициативный; - уступчивый; - плаксивый; - капризный; - сразу отказывается от предложений; - склонен к проявлению гнева; - оживляется при выполнении ответственных задач; - проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий. - легко внушаемый. |
9 | Динамика развития | Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки. |
10 | Рекомендации | Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога. |
Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада
Пример готовой характеристики:
Написана характеристика про здорового и общительного мальчика, не имеющего особых отклонений. Вмешательства органов опеки и попечительства не требуется. Прочие шаблоны и бланки можно поискать в интернете или попросить в ООП.
Методические рекомендации
Специалисты (опытные психологи и педагоги) советуют ознакомиться с их рекомендациями перед составлением характеристики:
- Необходимо хорошо изучить воспитанника. Желательно последить за ним во время учебы и отдыха.
- Наблюдая за малышом, следует обратить внимание на личностные качества, стремление познавать новую информацию, особенности темперамента и интеллектуальные способности.
- Психологическое наблюдение во время игр, рисования, отдыха и общения поможет лучше изучить ребенка и выявить у него отклонения в психоэмоциональном фоне.
Для всесторонней оценки рекомендуется чаще беседовать и оценивать творения воспитанника (рисунки, результаты тестов, поделки).
- Приведенные сведенья в характеристике воспитатель обязан обосновать. С этой целью приводятся примеры поведения дошкольника, а также его действия, слова и поступки в определенных ситуациях.
- Педагог должен выяснить условия воспитания ребенка в семье, например, беседуя с родителями, и описать его манеры поведения со взрослыми людьми.
- Необходимо подробно описать поведение ребенка в группе. Особое внимание стоит уделить общению со сверстниками.
- Желательно, чтобы в характеристике присутствовали сведенья, полученные из внешних источников и характеризующие развитие ребенка. Предоставить информацию могут родители, врачи и прочие люди, имеющие отношение к воспитаннику.
- Заключение должно быть кратким и обоснованным. Педагог обязан выразить свои мысли по поводу уровня развития ребенка. В конце стоит упомянуть черты, нуждающиеся в корректировки и советы по исправлению.
- Про здоровых и всесторонне развитых детей достаточно написать общие сведенья. Развернутая характеристика необходима при наличии каких-либо отклонений. Воспитатель должен будет выяснить или предположить причины их возникновения. Затем обосновать свои слова и посоветовать методы устранения проблемы.
После составления характеристики руководитель ДОУ поставит свою подпись и печать. Документ станет официальным (юридически значимым) и его можно передавать уполномоченным лицам.
Характеристику дошкольнику обязан составить его воспитатель. Поможет с написанием психолог и логопед. Родители и участковый врач предоставят дополнительные сведенья. Готовая характеристика покажет общую картину развития ребенка. В конце обязательно приводятся рекомендации по коррекции отклонений, если таковые имеются. Сотрудникам ООП подобный документ нужен, чтобы оценить, нуждается ли ребенок в помощи. В прочих случаях характеристику предоставляют при переводе в другое учебное заведение.